Сделать домашней|Добавить в избранное
 

 
ФГБОУ ДПО "ИРДПО" » Концепция непрерывного образования
актуально

Концепция непрерывного образования

КОНЦЕПЦИЯ

организации системы непрерывного образования взрослых в РФ

 Настоящая (короткая) версия Концепция является средством постулирования решений по организации Российской системы непрерывного образования взрослых (далее – РосСНО) и подхода к их задействованию в социальную практику.

В этом значении она выступает:

Как декларация ключевых намерений в отношении организации РосСНО и представлений относительно способов ее создания, поддержки и развития

Как прояснение полного состава объектов внимания, которые должны быть взяты под осознанное влияние российским обществом ради создания и развития непрерывного образования взрослых в стране

 

Как основание для разработки тактик и детальных планов деятельности по запуску и функционированию создаваемого механизма РосСНО

 

1. Цели РосСНО

1.1. Значение системы непрерывного образования в российском обществе

РосСНО создается как инструмент культурного развития российского общества в направлении, сознаваемомбобществом на каждом историческом этапе существования. Культура есть человеческий способ поведения в изменяющемся мире, позволяющий обществу и его индивидуумам продолжать свое существование, усиливая живучесть в движении к удовлетворению своих потребностей. Этот способ поведения проявляется в том,каким образом и ради каких смыслов общество осуществляет себя в экономике, в политике, в религии, в искусстве, творчестве, науке и других деятельностях образующих культуру.

РосСНО выступает в виде важнейшего условия могущества культуры российского общества как способаповышения его жизненных сил.

1.2. Приоритеты государственной политики в становлении и развитии РосСНО

Основными приоритетами политики в области образования взрослых следует считать:

 Консолидация общества через укрепление единого культурного пространства на основе образования;

 Выращивание профессионалов высшей квалификации во всех сферах деятельности и поддержка раз

вития приоритетных отраслей отечественной науки и техники;

 Равный доступ всех взрослых к полноценному и качественному образованию»

 Расширение академических свобод при повышении требований к результатам образования;

 Выведение образования взрослых за пределы деятельности образовательных организаций в более

широкую сферу активности российского общества;

 Поддержка прогрессивных результатов образования взрослеющей молодежи;

 Национальная безопасность страны, обусловленная силой ее культуры;

 На основе РосСНО должны быть созданы условия для продуктивной, активной, содержательной жизни российских людей.

 

 

1.3. Миссия РосСНО

Миссией РосСНО является создание среды для непрерывного роста потребностей взрослого населения российского общества в направлении восходящего профессионального, личностного и социокультурного развития и условий для максимально полного удовлетворения этих потребностей во благо усиления могущества российской культуры и увеличения жизненных сил российского народа.

 1.4. Цели создания РосСНО

Цели создания РосСНО следуют из понимания ее миссии, контекста ее создания, государственных приоритетов и ожиданий заинтересованных сторон. Основными группами заинтересованных сторон в создании и развитии РосСНО являются: государство; взрослое население российского общества; российские семьи; молодежь российского общества; люди с особенными потребностями; организации и корпорации;

профессиональные сообщества страны; сфера образования; политические партии; сфера жизни и культуры; интеллектуальные слои населения; религиозные организации; сетевые организации; другие государства. Исходя из этих обстоятельств, основными целями создания РосСНО являются следующие:

 Создание условий для роста образовательных потребностей общества;

 Создание правовой, организационной, интеллектуальной, технологической, коммуникативной и других сред для удовлетворения динамичных образовательных потребностей взрослого населения российского общества на всех этапах жизни каждого человека;

 Обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с перспективными задачами развития российского общества;

 Создание механизмов и условий для непрерывного развития системы образования всех слоев взрослого населения;

 Создание сил, способствующих использованию образовательного потенциала взрослого населения российского общества во благо развития российской культуры.

 

Эти цели в преломлении к существующей системе образования взрослых порождают ряд актуальных задач, решение которых придаст РосСНО облик результативного механизма саморазвития культуры российского общества.

 

 

2. Концептуальные решения по организации РосСНО

 2.1. Базовые положения

 

РосСНО создается как открытая образовательная среда с альтернативными возможностями по выбору взрослым человеком содержания образования, способов его освоения, индивидуальной образовательной

траектории в зависимости от его образовательных потребностей, усиливающую мотивацию к качественному образованию через всю жизнь и с встроенным в нее генератором творческого саморазвития. Базовыми решениями по созданию такой среды являются следующие.

 1. РосСНО выстраивается по типу открытой системы, то есть, самоорганизующейся на основе взаимодействия с окружением целостности. Для этого должны быть развиты механизмы акцепции возможностей, возникающих в широкой среде; преобразования подсистем в направлении повышения ее потенциала; формирования предложений среде для возбуждения в ней новых активностей и возможностей

 2. РосСНО действует по принципу «обновляемого разнообразия» содержания образования (основных и дополнительных образовательных программ); способов освоения образования; видов организации образования; норм ведения образовательной деятельности и других. Каждый обучающийся вправе одновременно осваивать несколько образовательных программ из возможного разнообразия

 3. Технологическое пространство РосСНО формируется на основе принципа «правовой равноценности всех способов освоения содержания образования » - самообучения и самообразования, там, где это возможно, а также с использованием ресурса образовательных организаций. Тем самым образование может осуществляться формальными, неформальными и информальными способами

 4. Из образовательных программ создаются ступени от простых к высшим классам, разделяющие содержание образования по полноте, научной емкости и последовательности освоения. При этом каждая образовательная программа должна быть публично и обоснованно позиционирована на «шкале» этих ступеней

 5. Устанавливается свобода выбора взрослым человеком способа освоения содержания образования. Каждый обучающийся вправе выбирать те технологии образования или группы технологий, которые наиболее подходят ему по условиям его жизнедеятельности и возможностям и предпочтениям

 

 

 6. В РосСНО создаются фильтры результатов образования - разнообразно организованные механизмы экспертной деятельности, позволяющие давать качественную оценку результатам образования и самой организации образовательной деятельности. Назначение фильтров – формировать для обучающихся взрослых ориентиры качества результатов образовательной деятельности по образовательных программ на основе независимой экспертизы образовательной деятельности. Для образователь ных организаций фильтры являются основанием для развития.

  7. В РосСНО создаются общественные и/или государственные механизмы мотивации взрослых людей к непрерывному образованию. В качестве таких механизмов могут выступать требования к работникам, предполагающие конкретный уровень освоения содержания образования, требования к допуску к тем или иным объектам эксплуатации и другим формам поддержки жизнедеятельности людей, их формальной и неформальной принадлежности к определенным социальным группам. Этим решением создаются условия, при которых образование через всю жизнь становится для взрослого человека необходимым и привлекательным в планах личностного профессионального, социокультурного развития

 8. Вслед за обновлением приоритетов государственной политики в области образования РосСНО на регулярной основе осуществляет коррекцию своей деятельности. При этом отношения между нею и надсистемой выстраиваются как взаиморазвивающие

 9. РосСНО выстраивается с учетом двух взаимодополняющих режимов ее существования: режима функционирования и режима развития . Каждый из этих режимов организуется специальными решениями, придающим РосСНО облик среды с длинным периодом существования с саморазвитием.

 

 

2.2. Ключевые особенности РосСНО

1. Образование взрослых выстраивается как инструмент саморазвития культуры российского общества на основе приоритетов самостоятельной ответственности взрослых людей за свое образование, широкого пространства свобод и возможностей в выборе своих образовательных траекторий, побудительной мотивации к образованию и разумного регулирования процессами в образовательной среде

2. Долгосрочное успешное функционирование РосСНО обеспечивается механизмом, включающем в себя три аспекта деятельности: 1. «Потоковый» аспект – это все деятельности, которые могут обеспечить долгосрочное существование каждого ее элемента: поддержку мотивации взрослых к непрерывному образованию; обновление содержания образования; порождение новых образовательных технологий;

порождение разнообразия видов организаций образовательной деятельности и другие.

2. «Управлен ческий » аспект – это деятельности, обеспечивающие достижение ее целей в условиях перемен. Система управления строится как адаптивная система, в которой реализуется управление управлением».

3. «Пространственный» аспект – это деятельности по созданию в РосСНО мест с особенным

назначением: для зарождения, сбора и экспертизы инициативных решений в отношении всей системы; для созревания идей и решений до уровня проекта, пригодного для их испытания в опыте; для содействия освоению знаний, социализации инноваций и развития социальной практики, в которую они адресованы и пр.

 

3. Развитие РосСНО рассматривается как ее количественно-качественные изменения, обусловленные рядом закономерностей и действий. Механизм развития организуется на основе идеи целеустремленного поведения: порождение идеала деятельности; формирование траектории приближения к идеалу; разработка ближайших целей и стратегий перемени пр. Этот механизм будет способствовать переосмыслению содержания, способов, форм и других составляющих образования в каждый осознанно новый исторический период развития нации. Тем самым РосСНО будет выполнять роль активной рефлексии самообучающейся культуры общества.

 

4. Обеспечение функционирования и развития организуется по нескольким направлениям: нормативно-правовое, организационное, научно методическое, информационно-коммуникативное, кадровое, финансово-экономическое.

 

5. Положения Концепции создают условия для освобождения инициатив региональных и отраслевых субъектов образовательного пространства в отношении строительства системы непрерывного образования. Созданные возможности должны помочь устранить проекцию экономического неравенства между регионами на образовательную деятельность.

 

 

2.3. Условия успешности решений

При воплощении этих решений перед образованием возникнет ряд вызовов, порожденных развивающимися процессами в обществе и в РосСНО. Наиболее значимые в этом смысле вызовы будут состоять в следующем.

 Вызовы интеллектуальной мощности российского общества как субъекта саморазвития

 Вызовы информационно-аналитическому потенциалу страны

 Вызовы к образованию населения

 Изменение характера государственного нормотворчества

 Вызов к освоению инновационных форм деятельности

 Вызовы к характеру распределения государственных ресурсов

 Вызов к уровню национальной безопасности

 

 

Ради придания успешности воплощению положений Концепции должны быть выполнены следующие условия:

1. Должны быть созданы все необходимые правовые нормы

2. Каждый вид организации образовательной деятельности должен быть строго и публично позиционирован

3. Фильтры результатов образования должны быть независимы от тех форм, в которых осуществляетсяобразовательная деятельность

4. Регионам и отраслям должно быть дано право разрабатывать собственные стратегии воплощенияидей по организации РосСНО

5. Законодательно должна поощряться возможность создания, с одной стороны, в образовательных организациях научных подразделений с целями развития научной составляющей образовательных программ, которые предлагаются ими обучающимся взрослым, с другой стороны, в научных и иных организациях учебных подразделений и центров.

6. Должны быть созданы условия для привлекательности разработки содержания образования высшихуровней по полноте и научной емкости

7. Должны быть созданы стимулы для освоения образовательными организациями все более совершенных технологий образования

8. Должны быть созданы условия, способствующие вовлечению взрослых к движению по восходящей линии обучения и образования

9. Должно быть узаконено регулярное обучение и образование сотрудников государственного аппарата от федерального до местных уровней, влияющих на деятельность РосСНО

10. Должны быть созданы условия для построения индивидуальных образовательных траекторий через интеграцию ресурсов РосСНО и других образовательных систем.

 3. Стратегии реализации Концепции

 

3.1. Стратегии деятельности по организации РосСНО

Реализация положений Концепции предполагает исполнение краткосрочной и долгосрочной стратегий деятельности.

Целью краткосрочных действий (1 год с момента принятия Концепции) может быть создание задела для последующего приведения РосСНО к устойчивой форме существования и развития. Эта цель может быть достигнута в ходе выполнения двух этапов: исследовательского и подготовительного. Задачами этих этапов являются:

1. Научно-методическое обоснование и планирование наиболее ответственных шагов по воплощению Концепции

2. Изменение общественного отношения к смыслам образования взрослых и подходам к нему

3. Организация конструктивных диалогов между различными заинтересованными сторонами в создании РосСНО

4. Разработка новых норм и правил организации РосСНО, их законодательное закрепление

5. Организация освоения этих норм обществом

6. Повышение мотивации к непрерывному образованию у взрослых

7. Разработка политики экономической поддержки образования

8. Разработка представлений об организации основных механизмов РосСНО.

 

 

По существу ряд этих краткосрочных решений представляет собой стратегию «Подъема мышления образования взрослых ».

 

Целью долгосрочного периода организации РосСНО (10 лет) является полноценный запуск ее основных механизмов. Эта цель может быть достигнута в ходе выполнения трех этапов: стартового, основного и развивающего. Задачами этих этапов являются:

1. Организация партнерств, необходимых для осуществления всех решений по созданию РосСНО

2. Привлечение разнородных ресурсов для поддержки существования РосСНО

3. Создание запуск основных механизмов системы непрерывного образования

Организация и запуск всех видов поддерживающей деятельности (всех потоков)

5. Создание, укрепление и доработка всех условий, необходимых для функционирования и развития РосСНО

6. Отработка всех механизмов системы

7. Разработка системы качества деятельности РосСНО

8. Качественное обновление кадрового потенциала

РосСНО

9. Выведение РосСНО на лидирующие позиции в образовании в мировом сообществе.

По существу ряд этих решений представляет собой стратегию «Устойчивого лидерства»

3.2. Тактическая поддержка стратегий

Стратегии организации РосСНО должны поддерживаться рядом тактических мероприятий:

 Преодолением объективного сопротивления доли населения, организаций, госструктур необходимым изменениям;

 Созданием престижа непрерывного образования взрослых;

 Выдвижением на ключевые посты в РосСНО людей, с предельно высоким компетенциями и ценностно отождествляющих себя с ее будущим успехом;

 Созданием ряда рабочих групп по подготовке планов первоочередных мероприятий во исполнении стратегий;

 Формирование ключевых научных направлений и научных школ, направленных на развитие РосСНО и системы их поддержки;

 Созданием исследовательских центров (центра), которым следует придать функции научно-исследовательского и методического обеспечения образования взрослых;

Разработкой ряда мероприятий и стимулов к обновлению технологий на предприятиях, которые бы потребовали подъема образования;

 Стимулированием деятельности по разработке серии налоговых преференций тем, кто финансирует профессиональную подготовку, инвестирует в учреждения профобразования, создает условия для повышения качества образования взрослых и другим.

 

Осуществление этих решений позволит создать РосСНО как беспрецедентный социокультурный феномен, способный к самоподдержке и саморазвитию в течение последующих 490 лет

 

 

Библиография

1. Теслинов А.Г. Концептуальное проектирование сложных решений. – СПб. : Изд-во Питер», 2009.

2. Никаноров С.П. Концептуализация предметных областей. – М.: Концепт, 2009.

3. Никаноров С.П. Теоретико-системные конструкты для концептуального анализа и проектирования. – М.: Концепт. – 2006.

4. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М., 2004.

5. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собр. соч. десяти томах, т.1, М., 1993.

6. Крёбер А.Л. Избранное: Природа культуры. М., 2004.

7. Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 2005.

8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. - М.: Известия, 2003.

9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

10.Новиков А.М. Методология образования. – М.: Эгвес, 2002.

11.Образовательные системы современной России. Справочник /Сост. и ред. Ю.Л. Троицкий. М.: РГГУ, 2010.

12.Открытое дистанционное образование: словарь терминов/ Вербицкий А.А., Теслинов А.Г., А.Г. Чернявская, Щенников С.А. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2005.

13.Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах. – М.: Большая российская энциклопедия, 1999

14.Теории учения. Хрестоматия/Редакторы - составители Н.Ф. Талызина, И.А. Володарская. – М.: Российское психологическое общество, 1998.

15.Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ

16.Теслинов А.Г. Концептуальный способ разработки концепций. На примере концепции непрерывного образования взрослых. – М.: ДиБиЭй-Концепт, 2014.

17.Теслинов А.Г. Развитие систем управления: методология и концептуальные структуры. - М.: «Глобус», 1998.

18.Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. - М.: Сов. радио, 1974.19.Библер В.С. Культура. Диалог культур (опыт определения). — Вопросы философии, 1989, № 6

20.Лотман Ю. М. Семиосфера. – С. Петербург.: «Искусство – СПб», 2010.

 

Proekt-koncepcii.doc [248 Kb] (cкачиваний: 96)