Сделать домашней|Добавить в избранное
 

 
ФГБОУ ДПО "ИРДПО" » Обращение ректора
актуально

Обращение ректора

 

Уважаемые слушатели и коллеги!


 

За двадцать лет функционирования Института как государственного образовательного учреждения в ИРДПО прошли повышение квалификации и профессиональную подготовку свыше 21 тысячи преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования и высших учебных заведений. Особо стоит отметить, что из 21 тысячи слушателей около 11 тысяч преподавателей обучились бесплатно, на бюджетной основе. За последние 10 лет более 500 тысяч слушателей повысили квалификацию через систему дистанционного обучения.

 

В 2007-2008 г.г. ИРДПО являлся участником приоритетного Национального проекта «Образование». В рамках этого проекта был выигран открытый конкурс и заключены государственные контракты с Российским государственным университетом физической культуры, спорта, молодежи и туризма по организации повышения квалификации руководства, преподавательского, учебно-вспомогательного состава, технического персонала университета.

 

В 2011г. ИРДПО выиграл открытый конкурс и выполнил государственный контракт с Федеральной службой государственной статистики № 82-ПК-2011/ИРДПО-1 от 07.06.2011 на оказание образовательных услуг по образовательным дополнительным программам дополнительного профессионального образования «Основы противодействия коррупции в Российской Федерации» и «Охрана труда» по повышению квалификации 350 федеральных государственных служащих системы государственной статистики.

 

В 2012г. ИРДПО выиграл открытый конкурс и выполнил работу по договору № ФГБОУ-917/12/03 от 03.08.2012 в рамках реализации программы НИУ с ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина» на повышение квалификации 150 научно-педагогических работников.

 

Ежегодно в этих целях ИРДПО заключает более 100 договоров о сотрудничестве и обучении с образовательными учреждениями и организациями. Так, например, Институтом были заключены договора о сотрудничестве в сфере образования с МГИМО МИД России, Чувашским государственным университетом, Пущинским научным центром РАН и Пущинским государственным университетом, ООО «Центр социально-психологической адаптации Бест-Психолог», ООО МИЭМЦ, АККОРК, ООО «Информации и технологии», ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная технологическая академия» и др.

 

Ежемесячно в ИРДПО проходят повышение квалификации только по проблемам дополнительного профессионального образования и послевузовского образования, а также ВАК, свыше 150 преподавателей из высших учебных заведений. 

 

ФГБОУ ДПО ИРДПО является головным вузом в системе дополнительного профессионального образования.

Эта роль почетна и ответственна в современных условиях развития и модернизации системы образования. 

 

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и последующие изменения нормативно-правовой базы дополнительного профессионального образования (ДПО) нашли свое отражение в инновационной стратегии развития ИРДПО.

С этой целью и была разработана «Программа развития ИРДПО» на 2013-2020 г.г.

 

В настоящее время в отечественной системе образования основное значение приобретает концепция непрерывного образования.

Развитие сферы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включающей различные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека, становятся приоритетным направлением государственной политики.

В дополнительном профессиональном образовании рыночные отношения формируются в разных сферах экономики по-разному. В реальном секторе экономики потребитель, как правило, не просто выбирает некую программу некоего образовательного учреждения, он уже участвует в проектировании этой программы. И заказчик образовательных услуг ДПО, ожидает результат в виде сформированных компетенций, а не просто новых знаний.

В институте все программы практико-ориентированы и сформированы в диалоге с заказчиком, который нацелен на получение конечного результата. 

 

Основные виды деятельности Института развития дополнительного профессионального образования

 

1. Активное участие в развитии качества образования.

 

За двадцать лет функционирования Института как государственного образовательного учреждения в ИРДПО прошли повышение квалификации и профессиональную подготовку свыше 21 тысячи преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования и высших учебных заведений. Особо стоит отметить, что из 21 тысячи слушателей около 11 тысяч преподавателей обучились бесплатно, на бюджетной основе.

 

В 2013 г. ИРДПО получил Государственное задание на выполнение государственной услуги на реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ (повышение квалификации) от 72 до 100 часов, объем - 1045 человек.

 

ИРДПО является членом Союза руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей (Союза ДПО), который объединяет более 500 участников. В планах института - вступление в Международную Ассоциацию Непрерывного Образования (МАНО), а также Межгосударственную ассоциацию последипломного образования и активное участие в ее работе, преобразование ее в СРО.

 

В настоящее время Институт занимается регистрацией документов для вступления в саморегулируемую организацию (СРО) в области ДПО.

ИРДПО активно участвует в работе по проблемам повышения качества дополнительного профессионального образования, а также в работе по совершенствованию законодательной и нормативной базы дополнительного профессионального образования.

 

Ректор института Безлепкин В.В. является членом экспертной группы Минобрнауки России по разработке «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», «Стратегии развития дополнительного профессионального образования», заместителем председателя Комиссии Минобнауки России по развитию дополнительного профессионального образования.

 

Проректор ИРДПО Ушанов Ю.В. состоит в экспертном совете по дополнительному профессиональному и корпоративному образованию Комитета Государственной Думы по образованию.

 

Заведующая кафедрой андрагогики, д.п.н., профессор Громкова М.Т. является членом рабочей группы Минобрнауки России по разработке Концепции развития непрерывного образования. 

2. Развитие дистанционного и электронного обучения.


В ИРДПО создана своя система дистанционного обучения совместно с Инфотехно. Только в 2013 г. с использованием этой системы обучено свыше 10 тысяч человек.

В настоящее время в институте установлена СДО Прометей, а также начинает функционировать программная оболочка WebTutor, обеспечивающая функционирование на базе набора программных модулей системы электронного обучения и тестирования, полноценного учебного портала.

Всего за 10 лет более 500 тысяч слушателей повысили квалификацию через систему дистанционного обучения. 

 

3. Научная деятельность ИРДПО.

 

В ИРДПО проводится большая научная работа, тематика которой также связана с проблемами дополнительного профессионального образования.

Научным руководителем института (на общественных началах) в настоящее время является Кураков Л.П., действительный член (академик) Российской академии образования, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Чувашии. 

 

В ИРДПО накоплен богатый опыт распространения практик непрерывного образования. Ведущую роль в распространении лучших практик непрерывного образования в ИРДПО играет действующая с 2000 г. авторская научная школа по андрагогике (образование взрослых). Во главе этой школы стоит Громкова Майя Тимофеевна, доктор педагогических наук, профессор, автор более 110 публикаций. Программа по андрагогике представляет собой систематизированный курс педагогики и психологии современного профессионального образования, в котором разработаны методологические основы проектирования учебного процесса для реализации компетентностного подхода в модульном обучении.

 

Большую роль в распространении практик непрерывного образования в ИРДПО играет также реализация программы подготовки медиаторов, которая успешно проводится в соответствии с принятым Государственной Думой 7 июля 2010 года Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 193 – ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Данная программа позволит специалистам, получившим статус профессионального медиатора участвовать в урегулировании и разрешении споров и конфликтов (в том числе, находящихся в судебном производстве). Программа направлена на овладение слушателями конструктивных коммуникативных технологий, умение разрешать конфликты цивилизованным, мирным путем, повышение уровня конфликтологической компетентности.

Программа повышения квалификации «Медиация» реализовывается с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также очных практических занятий (в виде семинаров, тренингов, лекций), основанных на наработанном практическом опыте с использованием лучших практик непрерывного образования в области педагогики, психологии, конфликтологии, юриспруденции, андрагогики, управления социальными процессами, экономики и др.

Результатом дополнительного профессионального образования по вопросам применения процедуры медиации является получение слушателями знаний, умений, приобретение навыков, необходимых для ведения деятельности в качестве медиатора на профессиональной основе, преподавания медиации.

В настоящее время внедряется программа дополнительного профессионального образования по вопросам применения процедуры медиации в медицине и здравоохранении «Медиация в сфере здравоохранении». Также институт готовит проведение конференции: «Семейная медиация – российский опыт примирения» с публикацией материалов в сборнике научных трудов ИРДПО, готовится учебное пособие по медиации.

 

Среди задач, решаемых институтом, - подготовка квалифицированных кадров в системе управления государственными и муниципальными заказами. Проректором по научной и инновационной деятельности, профессором кафедры государственных и корпоративных закупок, экспертом федерального уровня в области размещения государственных и муниципальных заказов, автором более 130 публикаций, Трефиловой Т.Н. был разработана программа повышения квалификации «Управление государственными и муниципальными заказами» (120 час.), которая реализовывалась с использованием дистанционных образовательных технологий.

В связи с вступлением в силу с 01 января 2014 года Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», профессором Трефиловой Т.Н. был подготовлен курс повышения квалификации «Подготовка организации к переходу на ФКС». Реализация данного курса позволит безболезненно перейти руководителям и специалистам бюджетных учреждений, организаций, размещающих государственный и муниципальный заказ, на новую систему.

 

В современном образовании увеличилась роль психологической подготовки преподавателей, развития их коммуникативных способностей, прогнозирования развития индивидуальных траекторий образования. Большое значение в распространении практик непрерывного образования в ИРДПО имеют программы повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности преподавателей», тренинги «Развитие коммуникативных возможностей». По этим программам в первом полугодии 2013 г. прошли повышение квалификации около 100 человек.

 

Большую роль в распространении практик непрерывного образования в институте играют также программы повышения квалификации, которые находятся в начальной стадии их реализации. Одной из таких программ является курс подготовки специалистов – полиграфологов «Психология коммуникаций. Проведение специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа» в объеме 144 академических часов.

Данная программа повышения квалификации позволит специалистам, получившим статус полиграфолога, проводить исследования с применением полиграфа (в том числе и в рамках гражданских и уголовных дел). Программа направлена на получение слушателями фундаментальных знаний в области психофизиологии, психологии лжи, инструментальной детекции лжи, обучение способам вербального и невербального выявления лжи. В настоящее время данная программа повышения квалификации реализуется только в очной форме обучения, однако ИРДПО рассматривает возможность реализации данной программы в дистанционной форме.

Первым результатом реализации программы повышения квалификации «Психология коммуникаций. Проведение специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа» является подготовка 16 специалистов-полиграфологов, которые реализуют полученные навыки в системе МВД, УФСИН и крупных коммерческих предприятиях.

 

Большую роль в распространении практик непрерывного образования в институте играют технологии электронного и дистанционного обучения.

Целью электронного и дистанционного обучения является обеспечение условий для активного комплексного развития массового доступного и актуального дополнительного профессионального образования с использованием современных ДОТ, включая внедрение электронных ресурсов, создание тренинговых симуляционных и виртуальных центров, дистанционных модулей и учебно-методических комплексов для дистанционных образовательных технологий.

 

В течение 10 лет практической работы ИРДПО активно проводит очное и дистанционное обучение, Интернет-конференции, в том числе в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование» и др. гос.проектов.

В результате мы имеем большие электронные структурированные базы данных учащихся (возраст от 24 до 70 лет), прошедших как повышение квалификации и профессиональную переподготовку, так и участвовавших в краткосрочных Интернет-семинарах по различным направлениям. 

 

В ИРДПО с 2009 года успешно работает аспирантура и ряд аспирантов успешно защитили диссертационные работы.

 

4. Участие в региональных и муниципальных целевых программах.

 

В 2007-2008 г.г. ИРДПО являлся участником приоритетного Национального проекта «Образование». В рамках этого проекта был выигран открытый конкурс и заключены государственные контракты с Российским государственным университетом физической культуры, спорта, молодежи и туризма по организации повышения квалификации руководства, преподавательского, учебно-вспомогательного состава, технического персонала университета.

В 2011г. ИРДПО выиграл открытый конкурс и выполнил государственный контракт с Федеральной службой государственной статистики № 82-ПК-2011/ИРДПО-1 от 07.06.2011 на оказание образовательных услуг по образовательным дополнительным программам дополнительного профессионального образования «Основы противодействия коррупции в Российской Федерации» и «Охрана труда» по повышению квалификации 350 федеральных государственных служащих системы государственной статистики.

В 2012г. ИРДПО выиграл открытый конкурс и выполнил работу по договору № ФГБОУ-917/12/03 от 03.08.2012 в рамках реализации программы НИУ с ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина» на повышение квалификации 150 научно-педагогических работников. В конце июля 2013г. ИРДПО по результатам конкурса заключил договор № ФГБОУ-917/13/01 от 12.08.2013г. в рамках реализации программы НИУ с ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина» на повышение квалификации 180 научно-педагогических работников РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина.

 

5. Соглашения о сотрудничестве с организациями образования и промышленными предприятиями.

 

Ежегодно ИРДПО заключает более 100 договоров о сотрудничестве и обучении с образовательными учреждениями и организациями. Так, например, Институтом были заключены договора о сотрудничестве в сфере образования с МГИМО МИД России, Чувашским государственным университетом, Пущинским научным центром РАН и Пущинским государственным университетом, ООО «Центр социально-психологической адаптации Бест-Психолог», ООО МИЭМЦ, АККОРК, ООО «Информации и технологии», ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная технологическая академия», ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина и др.

 

Ежемесячно в ИРДПО проходят повышение квалификации только по проблемам дополнительного профессионального образования и послевузовского образования, а также ВАК, свыше 150 преподавателей из высших учебных заведений.

 

Весьма перспективным направлением развития института в ближайшей перспективе становится государственно-частное партнерство. Данное направление в профессиональном образовании – это система долгосрочных отношений между государством (субъектами его представляющими) и субъектами частного сектора экономики по реализации проектов в сфере профессионального образования на основе объединения ресурсов и распределения доходов или неимущественных выгод, расходов и рисков.

Установление тесных контактов с крупными бизнес-структурами и в России, и за рубежом позволят создать систему гибкой подготовки кадров по специальностям, которая будет удовлетворять запросам работодателей и формирующимся новым профессиональным рынкам труда.

 

6. Выпуск продукции институтом, в том числе печатной.

 

Результаты научной и образовательной деятельности ИРДПО ежегодно отражаются во внутриинститутских сборниках научных трудов, в которых получают возможность публиковать свои статьи и научные работы преподаватели и аспиранты института и других вузов.

Вышли из печати сборники ISBN 978-5—903465-01-9 Выпуск 1-й, М.: ИРДПО, 2007,-160с.; ISBN 978-5—903465-04-0 Выпуск 2-й, 2009г.- 178 с.; ISBN 978-5—903465-09-5 Выпуск 3-й, 2012г.- 134 с.

Вышли из печати также при участии ИРДПО

«Большой энциклопедический экономико-юридический словарь: интеграция, безопасность, право»/ Л.П.Кураков и др., М.: Изд.ИАЭП, 2013г., 1200с;

«Образование: словарь-справочник»/ А.В.Рождественский, Л.П.Кураков, В.В.Безлепкин – Саранск: Изд. МУ, 2013г. – 320с.;

«Микроэкономика» учебник для вузов/ Л.П.Кураков, Г.Е.Яковлев, А.Г.Костромин и др. – М.: Изд.ИАЭП, 2013, 336с.;

«Краткий экономический словарь»/ авт.-сост. И.А.Максимцев, Л.П.Кураков и др., М.: Гелиос АРВ, 2012, 624с.;

«Краткий словарь: инновационная экономика и экономическая безопасность»/ авт.-сост. И.А.Максимцев, Л.П.Кураков и др., М.: Изд.ИАЭП, 2012, 656с.;

«Экономика: учебник для вузов»/ И.А.Максимцев, Л.П.Кураков, В.В.Безлепкин и др. – М.: Гелиос АРВ, 2012. – 640с., с грифом Минобрнауки РФ;

«Стратегия развития ДПО в условиях сокращения государственного регулирования» (Материалы Х международной научно-практической конференции), Ярославль: ГАМП, 2012.,

«Педагогика высшей школы», М.Т.Громкова, М: ЮНИТИ, 2012 - 28 п.л.

В типографии института регулярно издается научно-методическая литература, необходимая для проведения занятий.

 

7. Участие в выставках, форумах.


За активную работу в экспертном совете по дополнительному профессиональному и корпоративному образованию и плодотворную деятельность в подготовке Закона «Об образовании в Российской Федерации» награжден почетной грамотной Комитета Государственной Думы по образованию проректор ИРДПО Ушанов Ю.В. За помощь в организации II Парламентского форума «Историко-культурное наследие России», посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне (2010г.) Институту было направлено благодарственное письмо. Также Институт был награжден дипломом Пятой международной выставки «Московская ярмарка образования».

Институт регулярно принимает участие в международной научно-практической конференции по проблемам ДПО («Стратегия развития ДПО в условиях сокращения государственного регулирования», «ДПО как эффективный инструмент конкурентоспособности российской экономики в свете вступления в ВТО и принятия нового закона «Об образовании в Российской Федерации» в рамках традиционных «Пастуховских чтений», результаты которых публикуются в сборнике научных трудов. Преподаватели Института в 2012-2013г.г. также принимали участие в международной конференции «Демпинг в образовании: истоки, проблемы и пути решения», международной научно-практической конференции ГМА, региональном слете руководителей образовательных учреждений,международном инвестиционном форуме «Дополнительное профессиональное образование: технологии образования в веке».

 

В современных условиях Института развития дополнительного профессионального образования играет роль федеральной инновационной площадки для совершенствования научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы дополнительного профессионального образования в форме реализации инновационных проектов и программ, проводимых Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации.  

 

Целью стратегического направления развития Института является формирование конкурентоспособного научного и инновационного потенциала.

В научной работе первостепенной задачей является исследование социально-экономических проблем управления развитием системы непрерывного образования. Особое место при этом уделяется вопросам формирования стратегии и направления функционирования дополнительного профессионального образования. Ведущую роль в реализации этого направления имеет распространение лучших практик непрерывного образования.


 

Ректор ФГБОУ ДПО ИРДПО                                                          В.В. Безлепкин